Н.
А. Филипьев
Раскольников
(о сектантстве, о пошлости
и
о
правах человека)
Если б знал я
тогда, что эти мысли, рвущиеся наружу,
окажутся ужасающим пророчеством, –
вероятно, можно было бы
предотвратить столь символичную трагедию
столетия…
Апокриф
А
убил ли Раскольников
старушку?.. Речь не о том,
что таких
мыслей у него никогда не возникало. В этом
он мало, чем отличался от
любого клиента ссудной кассы. Но, как и
любой клиент, он
никогда и ни на что подобное не решился бы. К тому
было четыре причины: три
обычных и одна - особенная.
Во-первых,
от старушки была несомненная
польза - она ссужала ему деньги, а он, как
отставной студент, именно в деньгах очень
нуждался.
Во-вторых,
дело было хлопотное: купить топор, заметать
следы, прятаться от следствия,
выкручиваться - столько суеты!
В
третьих, дело было опасное.
А
четвертая, особенная, причина заключалась в
том, что Раскольников не был человеком
пошлым. И не мог он на это так вот решиться -
как мясник на рынке, топором - бах!
- и пойти по другим своим делам, в редакцию
или еще куда, будто так вот просто, вдруг он
станет жрецом великого таинства - ухода из
мира жизни
человеческой - и все тихо, обыденно, не
заметно, мимоходом и скучно.
Нет,
если уж и убивать, то торжественно - под
звуки медных труб и барабанов его души. А
потом каяться, а потом горячими слезами
искупления - на каторгу - и чтобы не прошло
забытым, чтобы не обошли молчанием, потому
что нет ничего такого торжественного,
такого таинственного, притягательного и
страшного, как тайна последнего часа жизни
человеческой.
Так чувствовал Раскольников, но рассуждал он иначе.
Он
был человеком прогрессивным и образованным,
чуждым всяких сентиментальных
предрассудков. Он полагал, что Человек Имеет
Право, и хотя сам не мог твердо сказать, на
что - времена были еще не диссидентские, но
говорили уже, что Бога нет, и все позволено -
а из Достоевского мы находим, что права
человека сводятся, почему-то, к праву на пошлость. А коли так,
то и убить право имеет, если не тварь
дрожащая.
И
стал Раскольников проповедовать, что имеет
право, и так этим увлекся, что начал уверять,
будто старушку и вправду убил, и притом
лично он, Родион Романович.
Люди
уважали, шарахались, бежали шептаться, не
верили и ... вдруг узнавали, что живет себе
старушка - и деньги считает. И стыдно им
становилось за Раскольникова, и качали
головами - вот он, отставной студент,
рехнулся, спятил, наверное, - от энтузиазма.
А
проведал о том Николка, благостностный
человечек веры особой. Узнал и пошел к Евпротию,
духовному наставнику и начальнику своему,
которого многие хоть и еретиком почитали,
но по тихой сладостности ему послушались.
К нему то и пошел Николка - каяться и просить
наставления.
И
рассудил Евпротий, что мучается Родион
Романович за грехи свои, за гордыню, но то
его совести дело; его грехи - его же и
молитвы.
А
что Николка, человек Божий, о том сострадает,
не грех, а души его теснота, любовь
благодатную Божию не может бо вместить в
телесней своей малости.
Сострадание же сего Николки - мечтательно, и в том - грех: - не делом, а мечтой одной своей сострадает. А надо бы делом... .
Приходит Николка сей в кассу ссудную, видит - жизни в той старушке уж немного осталось: одно воздыхание, да и то в золото ушло, да в сундуках попряталось... Словно бы мухи жизнь, или паука какого, - ни радости от нее, ни света...
Разговор
заводит:
-
Ну, радуйся, мол, старая, тьма твоей жизни кончилась, а
свет начинается!
Смотрит старая: - в заклад принес, или купить
хочет что? Видит, вот сверток вынимает -
значит в заклад.
-
Где ж свет-то?
-
А смотри вот, на свечечку ...
И
посмотрела, и дрогнуло ее сердце, и мил ей
стал закладчик. Ну, нет, думает, ни рубля ему
не спущу, хитер мол, и за душу трогает.
Тут
вспомнил Николка, как любил он рубить дрова Евпротию,
как звонко кололись они в умелых его руках, -
и обрадовался знакомой работе.
Легонько
замахнулся так, да приложил, да дернул, пока
на свечечку смотрела. Глядит - и
ублаготворилась старушка. Перекрестил,
поклонился, - да и прочь пошел. Соделано дело
сие.
Понаехало следствие, и разбираться стали, и
вспомнили про Раскольникова, и Николка
заступился, дескать, я и убил - да не
поверили.
А
Евпротий Николку долго потом плеткой
началил: о себе мол,
заговорил, грех какой, - мирской славы ему
захотелось де суетной.
И
судили Раскольникова, и на каторгу пошел. И
в домах Петербурга шептались-шептались.
Слыхали мол, отставной студент до чего
дошел, старушку-то ... топором... И хоть бы что!
- ну и взяли его на каторгу.
А
студент - то не простой - Родион Романыч
Раскольников!
Каждое имени слово на “Р” начинается, а каждая “Р” не топоР похожа!
_________________________________
Этот
апокриф имеет свою странную и жуткую судьбу.
Как
невинно все начиналось! Был на дворе старый,
добрый, 1990 год, когда прорвало плотину
литературных запретов - и все запоем стали
читать долгожданное.
С
каким эстетством я зачитывался тогда Набоковым,
его великолепным и тонким эссе о Гоголе, о
том, как глубоко разглядел Николай
Васильевич пробуждение страшной эпохи
воинствующей пошлости, с каким гротеском, с каким
изяществом показал классик ее
образы.
И
размышлялось о том, что страшна была угроза
приближения этой эпохи, и что не зря Николай
Васильевич сжег свою Вторую Книгу, чтобы
она не поторопила это победное всеобщее
пошлости шествие.
Но
“рукописи не горят”, как потом скажет
Булгаков, и вот уже и Достоевский, и
Карамазовщина, которая постепенно и плавно
перейдет потом в “беспредел”, и апофеоз
воинствующей пошлости “Бесы”.
И, наконец, новый герой, не отягощенный уже ни честью, ни совестью, а только страхом одним холопским, в муках рождается от унижения Смердяковского до сотворения в лаборатории “либерального мышления” русским существом Франкентейна человека - пса Шарикова - и вот он уже готов.
И
вот готов он и рекламу о падающей с неба
жвачке смотреть, и перед Оцелопом два раза
“КУ” делать и конкурентов заказывать.
И
одно лишь звено выпадало в этой цепочке -
бездумный и дикий Исполнитель, добродушный
дикарь, честно и страшно добросовестный,
слепо ведомый слепым же поводырем.
Сколько
похожих персонажей я видел потом на улицах -
продающих кассеты и собирающих
пожертвования от Аум Сенрике, от Марии Дэви
Христос и от других, может быть и не плохих вовсе, -
но персонажей, делающих это бездумно,
фанатично и благостно, в странном
ослеплении. И с гордостью говорящих - мы
честно от этого ничего себе не имеем, а вас
будем учить, как надо.
А
как надо? А надо как нас научили, а вас не
научили, а вы нас слушать должны, а мы ничего
слушать и понимать не будем, не для того нас
сюда поставили, а вы у нас - пыль под ногами.
И
стал я героя этого искать - и нашелся
Николка в сюжете о Раскольникове. И форма
богатейшая нашлась у чешского писателя
Карла Чапека.
И
как только понял я, что форму свою Апокриф
нашел, и редактор журнала Наука и Религия
его прочел, сказал, что очень нравится, но
страшновато печатать - не для широкой
публики - а все ли правильно поймут, - но при
мне перечитал два раза и просил экземпляр
для себя - когда разделся этот
страшный телефонный звонок.
- Отец Александр убит. Топором по голове. По дороге к храму.
Речь
шла о моем учителе и духовнике, богослове,
священнике Александре Мене. Это не было
бытовое убийство. Это был первый, как потом
стали называть, теракт. Это была первая
невинная Кровь, которая, как в Библейской
истории о Захарии, будет кипеть, не
переставая, пока не будут найдены и поняты
корни убийства.
Убийство
не было раскрыто, хотя Ельцин обещал лично
курировать следствие.
Есть
много предположений. И то, что было
предъявлено мне - этот Апокриф - есть точное
и жуткое пророчество.
Пророчество
свидетельствует о главном - о сценарии
убийства.
В
книге Достоевского - кто убил, и все
дальнейшие детали стали ясны лишь после
того, как следователь Порфирий Петрович
понял сценарий.
Было
три действующих лица.
“Раскольников”
- считающий покойного о. Александра
заблуждающимся, опасным, раскалывающим
единство устоев. Но "Раскольников" никогда,
не решился бы на убийство. И не из-за страха
или неумения, о потому что не мог позволить
себе такой грех, такую низость и такую
пошлость.
“Евпротий”
- Безусловный духовный лидер жесткой,
авторитарной традиции.
“Николка”
- Подобострастный и честный фанатик-исполнитель,
из тех, кто безоговорочно мог верить и Аум-Сенрике
и всем подобным, и с бескорыстной благостностью
собирать средства, привлекать новых жертв и
закупать химическое оружие для Конца Света
в одном отдельно взятом метро города Токио.
Два
последних персонажа ключевые не только для
трагедии о. Александра, но и для
растерзанной на части, оглушенной топором
“шоковой терапии” но покуда еще
живой России.
Это персонажи, возможно, - в каждом из нас.
Значит,
настало время покаяния.
Публикации без согласия автора и цитирование без указания источника не допускаются.