на главную страницу 

Публикации без согласия автора и цитирование без указания источника не допускаются

Н. А. Филипьев 

Х А М С Т В О 

        Патриарх Ной был праведником.  Таким праведником, что во время всемирного потопа Сам Господь предупредил его и научил как спасти себя, свою семью и еще много других чистых и нечистых существ. 

        И вот  однажды  Ной  после  жаркого  дня на винограднике вспомнил, что вино в его погребах уже созрело и  пора  наполнить им меха.  Справившись с этой ответственной работой, патриарх решил выяснить,  а хорошо ли вино. Он плеснул в чашу вина и сделал один внимательный глоток. 

        Библия об этом ничего не пишет, но, судя по дальнейшему, вино показалось праведнику хорошим. 

       Ной подумал,  а нет ли в вине неподобающей терпкости или горечи, или,  не дай Господь,  кислоты, или чрезмерной сладостности, или какого другого тонкого аромата,  который может в первом глотке и не ощущаться? С такой мыслью он наполнил всю чашу и медленно, вдумчиво осушил ее маленькими глотками. Судя по всему, вино  удовлетворяло самой суровой критике и могло быть смело рекомендовано для утоления жажды. 

        Праведник задал себе вопрос,  а велика ли его жажда?  Он пришел к выводу,  что жажда его, после дня работы на винограднике, весьма велика. 

        Тогда рассудительный патриарх подумал, что свойство вина об  утолении  жажды может быть исследовано не только предположительным, но и опытным путем.  Действительно,  в наличии  были  и жажда, и хорошее вино,  и приятная необходимость утоления жажды. 

        С такими мыслями патриарх налил себе еще одну чашу и исполнил ее, наслаждаясь ароматами молодого, но уже перебродившего напитка. Потом они спросил себя, а полностью ли утолена его жажда? 

        Видимо, жажда его была утолена лишь частично,  поскольку праведник налил  себе  еще  одну чашу.  Библия не говорит точно, сколько же чаш потребовалось патриарху, для того чтобы жажда его была утолена полностью и без всяких сомнений,  но точно известно лишь то,  что приняв последнюю чашу и исследовав ощущения своего тела,  Ной заключил, что ощущения эти весьма приятны. Жажда была полностью утолена,  в теле ощущалась приятная легкость,  и  лишь небольшое  кружение  в  голове подсказывало,  что телу необходим заслуженный отдых после трудового дня. 

         С подобными мыслями праведник предался сну столь приятному, который только и мог быть в библейские времена.  И в  этом глубоком сне он почувствовал, что что-то мешает его полному ощущению свободы и легкости. Это была одежда. Она была столь несовместима с приятным отдыхом, что патриарх совлек ее с себя и сложил рядом. Больше ничто не потревожило его сон. 

         Когда с  виноградника  вернулись  сыновья Ноя они нашли своего отца, как пишет Библия, "упившимся до сложения риз". 

         Один из сыновей Ноя, тот, которого звали Хам, вспомнил, что отец учил его в детстве не открывать наготу своего тела  перед посторонними,  и стал смеяться над наготой отца. Видимо телу отца стали уже досаждать комары и слепни или  другие  неприятные насекомые, а  отец,  находясь в глубоком сне,  не мог им воспрепятствовать. Может в этом было что-то еще смешное для  Хама,  но Библия об этом умалчивает. 

          Как бы то ни было,  другим сыновьям очень не  понравилось то,  как  Хам смеялся над отцом их Ноем,  и они,  отстранив своего брата, укрыли отца покрывалом. 

          Поступок Хама  считается столь отвратительным,  что имя Хам стало в русском языке ругательным словом. 

          В чем же низость поступка Хама? В чем сущность хамства? Каждому человеку хочется,  чтобы его уважали.  Чтобы  достигнуть уважения людей,  порядочный  человек  старается  сделать для них что-нибудь значительное - построить дом,  вылечить больного, полететь в космос,  отличиться на войне,  помочь в трудную минуту, разделить с людьми их радости и печали. 

           Но есть категория людей,  которые пытаются самоутвердиться за счет унижения других.  Это - хамы.  Эти люди настолько не уверены в себе, что чувствуют себя не способными достичь уважения своими положительными поступками. Они предпочитают не возвышать себя,  а унижать других. Это часто случается не из-за недостатка способностей,  а просто из-за лени или из-за равнодушия к людям,  хотя встречаются и такие, которые просто не знают других способов самоутверждения. 

           Как мог Хам возвысить себя перед своим отцом,  патриархом и праведником,  которого отметил Сам  Бог?  Только  унизив его, поймав его на незначительной слабости,  которая, тем не менее, сделала Ноя уязвимым для его насмешек в присутствии  братьев. Именно это поняли братья Хама и остановили его насмешки. 

           Хамство - это нравственное зло. В старину хамство наказывали  "без чести" то есть в общество порядочных людей не допускали и попросту пороли на конюшне. 

           В новые "гуманистические" времена всеобщего равенства хамов закон не наказывает - нет материального состава преступления, и  хамы как бы уравнены в правах с порядочными людьми.  Общество защищает себя от хамов тем, что изолирует их морально, не рекомендуя вступать с ними в общение и предупреждая, что контакт с ними может принести много зла. 

            Зрелый порядочный человек должен уметь опознать хама и сделать все возможное, чтобы оградить от него себя, своих друзей и близких.  

на главную страницу 

Публикации без согласия автора и цитирование без указания источника не допускаются

Hosted by uCoz